Начнём с конуса и диска
Перед вами коническая поверхность с углом при вершине около 150 градусов, круг имеет радиус равный длине образующей конуса и касается своим центром его вершины.
Теперь, не изменяя положения центров, наклоним плоскость круга до
соприкосновения с конусом. Плоскость и
конус имеют общий отрезок (Выделено красным).
В дальнейшем будем называть его «линией смыкания».
Совершая круговые волнообразные движения можно заставить перемещаться линию
смыкания по часовой или против часовой
стрелки. При этом проскальзываний между конусом и диском можно избежать.
Используя данную схему можно предложить
такую конструкцию объемной машины
Наружная втулка имеет наклонную канавку, в которой установлен диск. Поворачивая наружную втулку относительно корпуса, содержащего два конуса мы обеспечим те самые волновые движения. Красным цветом показаны линии смыкания. Синим – скользящие поверхности.
В шаровых полярных координатах развертка этой машины выглядит так.
Стрелками показано перемещение линий смыкания. Соответственно объемы А и Б перемещаются.
Объемы А и Б будут вращаться беспрепятственно. Для пользы дела необходимо
преградить им путь.
Вставим между коническими поверхностями плоскую лопатку. В диске сделаем прорезь для неё с уплотнением, показанным на выноске. Для входа и выхода рабочего тела в дисках около лопатки выполним входные и выходные окна.
Перед вами развертка вполне рабочей объемной роторной машины.
Недостаток её в том, что нагрузки полностью
лягут на шарнирное уплотнение и
при работе быстро приведут к его износу.
Чтоб ликвидировать это недостаток было предложено вынести нагрузку из этой зоны, переложив ее на “плечики” скользящего элемента. В объеме он выглядит примерно так, как показано на верхнем рисунке.
На представленном ниже эскизе объемной роторной машины (далее в тексте ОРМ) скользящий элемент выделен красным цветом.
Здесь мы видим, что изменена конструкция ОРМ в целом, а именно добавлены внутренняя и наружная сферы, которые позволили ограничить объемы, уменьшив до минимума трение в конструкции.
Здесь конструкция изображена в объеме.
Синий – корпус с конусами.
Зеленый – диск с наружными и внутренними сферами.
Пурпурный – защитный кожух с
желтыми роликами.
Голубая - лопатка
Подшипники – красные
Не имеет значения что будет вращаться, внутренняя или наружная часть.
Главное – их относительное вращение.
При вращении наружной части - ролики, обегая выступы диска, заставят перемещаться по конусам линии смыкания. Лопатка, впускные и выпускные окна не вращаются. К ним можно подводить магистрали.
При вращении внутренней части ролики стоят на месте. Линии смыкания находятся всегда в одном положении. Лопатка вращается, впускные и выпускные окна тоже, для подключения магистралей необходимо использовать вращающиеся соединения. Но при этом недостатке есть и большое преимущество – полная сбалансированность всех масс.
Не показаны впускные и выпускные окна. А вообще это только пример
конкретной реализации.
ОРМ обратима.
Однако речь у нас о двигателе.
Обратимся к фиг.1 чертежей описания.
Здесь мы видим две объемные роторные машины в одном корпусе, жестко связанные между собой.
Та, которая справа, выполняет роль компрессора.
Та, которая слева – рабочий ротор.
Поскольку эти две ОРМ выполняют разные функции, то и конструкции их различны. Сходство у них в том, что имеют по 2 лопатки, конуса – «плавающие», одинаково выполнены шарниры «лопатка-диск», там и там есть скользящие элементы, а также опорные площадки внутренних сфер (о них позже).
Продолжение следует.